Интервью с неврологом Груздевой Л.В. "Особенности психологического и неврологического здоровья"

  • Подарочные сертификаты
    «САДКО»
    Подарочные сертификаты
  • «Садко»
    Топ-врачи месяца: рейтинг доверия
    Топ-врачи месяца: рейтинг доверия

Невролог, цефалголог и физиотерапевт со стажем работы более 30 лет Груздева Лилиана Владимировна рассказала об особенностях психологического и неврологического здоровья.

Запись к специалисту на прием по тел.: 8 (831) 4-120-777.

Что такое память?

Память — это способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию в течение жизни.

Когнитивные функции. Что это?

Одни из наиболее сложных функций головного мозга, посредством которых осуществляется взаимосвязь человека с окружающим миром и реализуются такие процессы, как восприятие, мышление, внимание, речь, память и двигательные навыки.

Что такое когнитивное расстройство?

Это снижение одной или нескольких познавательных функций по сравнению с ранее имевшимся уровнем, как правило, на передний план выходят нарушения внимания, памяти и интеллектуальной деятельности.

Какие жалобы чаще бывают у молодых людей и людей среднего возраста?

  • ухудшение памяти и работоспособности;
  • снижение концентраци, внимания;
  • повышенная отвлекаемость;
  • трудности при обучении и приобретение новых профессиональных навыков.

Социальная роль врача при работе с такими пациентами возрастает, так как это трудоспособная группа населения, где особенно важно сохранить и улучшить качество жизни, а соответственно, и трудовой прогноз, а также предупредить или замедлить прогрессирование когнитивного снижения.

Что важно для диагностики таких нарушений у пациентов молодого и среднего возраста?

Важно определить их тяжесть, качественные характеристики, остроту развития когнитивного дефицита, характер течения, связь с состоянием других неврологических функций. Чаще всего степень выраженности дисфункции у таких пациентов укладывается в рамки субъективного когнитивного снижения, которое, в свою очередь, может быть проявлением эмоциональных расстройств. Проведенные исследования показали, что нарушения когнитивных функций отмечаются у 19% пациентов с тревожным расстройством и 21% — с депрессией.

Существует ли связь между нарушениями памяти и хроническим стрессом?

Действительно, не последнюю роль в развитии нарушений памяти у лиц среднего возраста играет воздействие хронического психосоциального стресса. Начальные симптомы когнитивного снижения характеризуются:

  • снижением инициативы, активного внимания;
  • снижением круга интересов;
  • общей слабостью;
  • сонливостью.

С целью объективизации наличия и уточнения характера когнитивного дефекта всем пациентам с жалобами когнитивного характера нужно проводить не только оценку неврологического статуса, но и нейропсихологическое исследование, оценку эмоционально-поведенческой сферы.

Когда могут развиться когнитивные нарушения?

Особое внимание психическому здоровью нужно уделять при следующих сопутствующих заболеваниях:

  • сахарный диабет;
  • системные васкулиты;
  • заболевания соединительной ткани;
  • алкоголизм;
  • рассеянный склероз;
  • нейроСПИД;
  • нейросифилис;
  • болезнь Паркинсона;
  • дефицит витамина В12;
  • черепно-мозговые травмы;
  • ожирение;
  • снижение слуха;
  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • гипертоническая болезнь.

 

Какое количество алкоголя может быть вредным для памяти? Есть ли такие данные?

Употребление 210 мл алкоголя в неделю связано с более высоким риском развития деменции. Особенно четко прослеживается ассоциация избыточного потребления алкоголя и случаев раннего развития деменции в возрасте до 65 лет. Было исследование с включением 31 млн человек, в ходе которого было доказано, что у 56,6 % исследуемых развилась деменция.

Есть ли связь между ковидом и когнитивными нарушениями?

Да. По данным онлайн-опроса более 4 тыс. пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию, у 85,1 % отмечался «туман в голове», у 74,8 % — снижение концентрации внимания, особенно при выполнении интеллектуальной работы (64,9 % случаев) у 57,6 и 54,1 % — нарушение управляющих функций и проблемы в принятии решений соответственно, и у 49,1 % — замедление мышления. Анализ российской популяции пациентов обнаружил почти у половины (47,1 %) из 2649 госпитализированных больных с подтвержденным диагнозом COVID-19 хотя бы один симптом через 6-8 мес после выписки из стационара, причем лидирующим было именно нарушение памяти.

Когда следует обратиться к специалисту?

  • Память и внимание, настроение, «собранность» ухудшились по сравнению с недавним прошлым (последние 3-6 мес).
  • Нарушения памяти и внимания вызывают затруднения в повседневной жизни и/или профессиональной деятельности.
  • Окружающие люди отмечают у вас нарушения памяти и внимания.
  • Если человек перенес инсульт, инфаркт, преходящее нарушение мозгового кровообращения, вам поставлен диагноз ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет.

Если у пациента имеются нарушения памяти, восприятия, что нужно делать? Куда и к кому обращаться?

В этой ситуации необходима консультация врача. Он проведет обследование, назначит при необходимости дообследование, поставит диагноз, назначит лечение. Только врач имеет право назначать терапию!

Были ли в вашей практике молодые пациенты или пациенты среднего возраста с установленным диагнозом Болезнь Альцгеймера?

Да, самому молодому пациенту, которому была диагностирована болезнь Альцгеймера (поведенческий вариант), был 51 год. Сначала он просто потерял аппетит и стал есть маленькими порциями два раза в день, несмотря на физическую работу, стал менее активным и веселым, менее общительным, перестал заниматься любимым делом — готовкой еды. Часто говорил, что скоро умрет от рака, только не знал от рака какого органа. Стал путать трамвай и автобус, жаловался на снижение восприятия информации, стал забывать многое . С его слов, справлялся с работой хорошо.
Пациент был осмотрен мною, назначены обследования (МРТ головного мозга, ФГДС), были проведены необходимые тесты на память, эмоциональную сферу. На основании жалоб, данных исследований, бесед с родственниками пациенту был выставлен диагноз: болезнь Альцгеймера (поведенческий вариант). За 16 лет до этого отцу данного пациента мною был поставлен диагноз «Болезнь Альцгеймера, раннее начало», отцу на тот момент было 53 года.
Пациентам с подобным диагнозом мы, конечно же,  назначаем лечение, и данный случай не исключение. Мы зачастую на приеме слышим: «Зачем назначать терапию, деменция все равно не лечится». Тогда мы объясняем и пациентам, и их родным, и сопровождающим лицам, что если не лечить, то будет ухудшение, возможно, придется ухаживать за лежачим тяжелым больным. Лечение же позволит затормозить прогрессирование заболевания и улучшить качество жизни вашего близкого и, в том числе, ваше.

Число ситуаций с такими пациентами растет, и нам хочется на весь наш большой город и область заявить о том, что у нас в клинике есть Школа памяти.

А чем будете заниматься в Школе памяти? Какие цели у нее? Чем она сможет помочь?

Цели школы памяти:

  • Диагностическая: проведем диагностику, тестирование, далее отберем и направим на прием к врачу для детального осмотра с назначением необходимых дообследований.
  • Просветительская: будем рассказывать о том, что такое нарушения памяти, восприятия, снижение концентрации и внимания, обсудим причины их возникновения и пути преодоления, профилактику.
  • Обучающая: научим профилактике и правильному образу жизни, способам улучшения памяти и варианты ее тренировки.
  • Помогающая: будем обучать родных и близких уходу за пациентами с деменцией, рассказывать, как проводить когнитивные тренинги.
  • Социальная: расскажем об использовании различных социальных норм (реабилитационные центры, пансионаты для ухода и т.д.).

Для кого предназначена школа памяти?

Для людей молодых, среднего и пожилого возраста. Так как на процессы нарушения памяти, восприятия, концентрации и внимания могут жаловаться люди любого возраста, нам важно дифференцировать причины нарушений, выявить триггеры, которые привели к этим изменениям, улучшить качество жизни каждого обратившегося к нам за помощью.
Мы готовы быть рядом тогда, когда вы или ваши близкие попали в сложную ситуацию, когда вы не знаете, как помочь своим любимым, у которых обнаружились проблемы с памятью, как и что сделать, чтобы улучшить их жизнь, не забывая при этом про свою.
Мы с коллегами выполняем и готовы дальше выполнять свою работу, помогая вам!

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.