«САДКО»
Интервью с неврологом Груздевой Л.В. "Особенности психологического и неврологического здоровья"
Невролог, цефалголог и физиотерапевт со стажем работы более 30 лет Груздева Лилиана Владимировна рассказала об особенностях психологического и неврологического здоровья.
Запись к специалисту на прием по тел.: 8 (831) 4-120-777.
Что такое память?
Память — это способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию в течение жизни.
Когнитивные функции. Что это?
Одни из наиболее сложных функций головного мозга, посредством которых осуществляется взаимосвязь человека с окружающим миром и реализуются такие процессы, как восприятие, мышление, внимание, речь, память и двигательные навыки.
Что такое когнитивное расстройство?
Это снижение одной или нескольких познавательных функций по сравнению с ранее имевшимся уровнем, как правило, на передний план выходят нарушения внимания, памяти и интеллектуальной деятельности.
Какие жалобы чаще бывают у молодых людей и людей среднего возраста?
- ухудшение памяти и работоспособности;
- снижение концентраци, внимания;
- повышенная отвлекаемость;
- трудности при обучении и приобретение новых профессиональных навыков.
Социальная роль врача при работе с такими пациентами возрастает, так как это трудоспособная группа населения, где особенно важно сохранить и улучшить качество жизни, а соответственно, и трудовой прогноз, а также предупредить или замедлить прогрессирование когнитивного снижения.
Что важно для диагностики таких нарушений у пациентов молодого и среднего возраста?
Важно определить их тяжесть, качественные характеристики, остроту развития когнитивного дефицита, характер течения, связь с состоянием других неврологических функций. Чаще всего степень выраженности дисфункции у таких пациентов укладывается в рамки субъективного когнитивного снижения, которое, в свою очередь, может быть проявлением эмоциональных расстройств. Проведенные исследования показали, что нарушения когнитивных функций отмечаются у 19% пациентов с тревожным расстройством и 21% — с депрессией.
Существует ли связь между нарушениями памяти и хроническим стрессом?
Действительно, не последнюю роль в развитии нарушений памяти у лиц среднего возраста играет воздействие хронического психосоциального стресса. Начальные симптомы когнитивного снижения характеризуются:
- снижением инициативы, активного внимания;
- снижением круга интересов;
- общей слабостью;
- сонливостью.
С целью объективизации наличия и уточнения характера когнитивного дефекта всем пациентам с жалобами когнитивного характера нужно проводить не только оценку неврологического статуса, но и нейропсихологическое исследование, оценку эмоционально-поведенческой сферы.
Когда могут развиться когнитивные нарушения?
Особое внимание психическому здоровью нужно уделять при следующих сопутствующих заболеваниях:
- сахарный диабет;
- системные васкулиты;
- заболевания соединительной ткани;
- алкоголизм;
- рассеянный склероз;
- нейроСПИД;
- нейросифилис;
- болезнь Паркинсона;
- дефицит витамина В12;
- черепно-мозговые травмы;
- ожирение;
- снижение слуха;
- сосудистые заболевания головного мозга;
- гипертоническая болезнь.
Какое количество алкоголя может быть вредным для памяти? Есть ли такие данные?
Употребление 210 мл алкоголя в неделю связано с более высоким риском развития деменции. Особенно четко прослеживается ассоциация избыточного потребления алкоголя и случаев раннего развития деменции в возрасте до 65 лет. Было исследование с включением 31 млн человек, в ходе которого было доказано, что у 56,6 % исследуемых развилась деменция.
Есть ли связь между ковидом и когнитивными нарушениями?
Да. По данным онлайн-опроса более 4 тыс. пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию, у 85,1 % отмечался «туман в голове», у 74,8 % — снижение концентрации внимания, особенно при выполнении интеллектуальной работы (64,9 % случаев) у 57,6 и 54,1 % — нарушение управляющих функций и проблемы в принятии решений соответственно, и у 49,1 % — замедление мышления. Анализ российской популяции пациентов обнаружил почти у половины (47,1 %) из 2649 госпитализированных больных с подтвержденным диагнозом COVID-19 хотя бы один симптом через 6-8 мес после выписки из стационара, причем лидирующим было именно нарушение памяти.
Когда следует обратиться к специалисту?
- Память и внимание, настроение, «собранность» ухудшились по сравнению с недавним прошлым (последние 3-6 мес).
- Нарушения памяти и внимания вызывают затруднения в повседневной жизни и/или профессиональной деятельности.
- Окружающие люди отмечают у вас нарушения памяти и внимания.
- Если человек перенес инсульт, инфаркт, преходящее нарушение мозгового кровообращения, вам поставлен диагноз ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет.
Если у пациента имеются нарушения памяти, восприятия, что нужно делать? Куда и к кому обращаться?
В этой ситуации необходима консультация врача. Он проведет обследование, назначит при необходимости дообследование, поставит диагноз, назначит лечение. Только врач имеет право назначать терапию!
Были ли в вашей практике молодые пациенты или пациенты среднего возраста с установленным диагнозом Болезнь Альцгеймера?
Да, самому молодому пациенту, которому была диагностирована болезнь Альцгеймера (поведенческий вариант), был 51 год. Сначала он просто потерял аппетит и стал есть маленькими порциями два раза в день, несмотря на физическую работу, стал менее активным и веселым, менее общительным, перестал заниматься любимым делом — готовкой еды. Часто говорил, что скоро умрет от рака, только не знал от рака какого органа. Стал путать трамвай и автобус, жаловался на снижение восприятия информации, стал забывать многое . С его слов, справлялся с работой хорошо.
Пациент был осмотрен мною, назначены обследования (МРТ головного мозга, ФГДС), были проведены необходимые тесты на память, эмоциональную сферу. На основании жалоб, данных исследований, бесед с родственниками пациенту был выставлен диагноз: болезнь Альцгеймера (поведенческий вариант). За 16 лет до этого отцу данного пациента мною был поставлен диагноз «Болезнь Альцгеймера, раннее начало», отцу на тот момент было 53 года.
Пациентам с подобным диагнозом мы, конечно же, назначаем лечение, и данный случай не исключение. Мы зачастую на приеме слышим: «Зачем назначать терапию, деменция все равно не лечится». Тогда мы объясняем и пациентам, и их родным, и сопровождающим лицам, что если не лечить, то будет ухудшение, возможно, придется ухаживать за лежачим тяжелым больным. Лечение же позволит затормозить прогрессирование заболевания и улучшить качество жизни вашего близкого и, в том числе, ваше.
Число ситуаций с такими пациентами растет, и нам хочется на весь наш большой город и область заявить о том, что у нас в клинике есть Школа памяти.
А чем будете заниматься в Школе памяти? Какие цели у нее? Чем она сможет помочь?
Цели школы памяти:
- Диагностическая: проведем диагностику, тестирование, далее отберем и направим на прием к врачу для детального осмотра с назначением необходимых дообследований.
- Просветительская: будем рассказывать о том, что такое нарушения памяти, восприятия, снижение концентрации и внимания, обсудим причины их возникновения и пути преодоления, профилактику.
- Обучающая: научим профилактике и правильному образу жизни, способам улучшения памяти и варианты ее тренировки.
- Помогающая: будем обучать родных и близких уходу за пациентами с деменцией, рассказывать, как проводить когнитивные тренинги.
- Социальная: расскажем об использовании различных социальных норм (реабилитационные центры, пансионаты для ухода и т.д.).
Для кого предназначена школа памяти?
Для людей молодых, среднего и пожилого возраста. Так как на процессы нарушения памяти, восприятия, концентрации и внимания могут жаловаться люди любого возраста, нам важно дифференцировать причины нарушений, выявить триггеры, которые привели к этим изменениям, улучшить качество жизни каждого обратившегося к нам за помощью.
Мы готовы быть рядом тогда, когда вы или ваши близкие попали в сложную ситуацию, когда вы не знаете, как помочь своим любимым, у которых обнаружились проблемы с памятью, как и что сделать, чтобы улучшить их жизнь, не забывая при этом про свою.
Мы с коллегами выполняем и готовы дальше выполнять свою работу, помогая вам!